ћногофункциональные центры возьмут на себ€ часть функций ћ–Ёќ √»Ѕƒƒ
ћногофункциональные центры возьмут на себ€ часть функций ћ–Ёќ √»Ѕƒƒ

√»Ѕƒƒ разгруз€т от очередей

ѕередача части функционала от √»Ѕƒƒ в пользу ћ‘÷ должна прежде всего снизить нагрузку на регистрационные подразделени€ инспекции. ¬ принципе процесс уже идЄт, и, например, заменить действующее водительское удостоверение через ћ‘÷ можно уже сегодн€. Ќо список расшир€т: граждане смогут получать права (в том числе впервые) и свидетельства о регистрации транспортных средств (—“—), не посеща€ ћ–Ёќ √»Ѕƒƒ. ќб этом пишут «»звести€».

Ќовую схему разрабатывают сразу четыре ведомства — ћинэкономразвити€, ћинкомсв€зь и ћинпромторг. ѕо задумке властей, выполн€ть регистрационные действи€ и завер€ть документы по-прежнему будет √осавтоинспекци€, но человек сможет выбрать способ их получени€: через отделение √»Ѕƒƒ или удобные ему ћ‘÷.

ѕилотным регионом станет “атарстан, где трЄхмес€чный эксперимент начнЄтс€ в декабре 2018 года. ќбсуждаетс€ участие в проекте ћосквы и —анкт-ѕетербурга.

ѕроблему очередей в √»Ѕƒƒ отчасти решил портал госуслуг, который позвол€ет, например, при замене водительского удостоверени€ назначить удобное врем€ и пройти процедуру фактически без ожидани€.

ѕо личному опыту автора, система работает неплохо: замена прав осенью прошлого года зан€ла минут дес€ть, включа€ фотографирование и печать самого удостоверени€. ѕравда, свободное врем€ оказалось через неделю после даты запроса через «√осуслуги», а наиболее затратной по времени и бессмысленной частью меропри€ти€ стало посещение медцентра и психиатра. ѕередача работы в ћ‘÷ не решает этой проблемы.

“ем не менее у водителей по€витс€ альтернатива, и очереди на получение документов должны сократитьс€, что будет особенно заметно в высокий сезон, например, в конце года.

Ёлектронна€ регистраци€ существенно ускор€ет процесс
Ёлектронна€ регистраци€ существенно ускор€ет процесс

ѕостепенное «отчуждение» √»Ѕƒƒ имеет и другую подоплЄку: в –оссии идЄт больша€ реформа структуры, котора€ избавит инспекцию от р€да функций. “ак, контроль за соблюдением ѕƒƒ всЄ больше берут на себ€ камеры видеофиксации, которые планируют передать в ведение муниципалитетов и регионов. ќформление лЄгких ƒ“ѕ, не исключено, возьмут на себ€ аварийные комиссары и сотрудники страховых компаний.

Ёлектронный ѕ“— зафиксирует историю автомобил€

— 1 июл€ новые автомобили получат электронные паспорта технических средств, которые с осени прошлого года уже выдаютс€ в тестовом режиме. ѕринудиловки в вопросе нет: бумажные ѕ“— будут действовать до конца срока. Ѕолее того, во второй половине года по желанию можно будет получить бумажный ѕ“—, например, если в старом закончились пол€. ѕервыми электронные ѕ“— получат новые автомобили, а также импортированные в частном пор€дке. ¬ладельцы бумажных документов смогут оформить их электронную версию, если возникнет желание.

ѕрава в обход инспекторов: автомобилистов отучат от посещени€ √»Ѕƒƒ

„то такое Ёѕ“—? ѕо сути, запись в защищЄнной базе данных, котора€ содержит информацию об автомобиле. ќформление Ёѕ“— дешевле бумажного (600 рублей вместо 800 рублей), и его нельз€ потер€ть. ¬ масштабах страны ожидаетс€ экономи€ миллиарда рублей на одних только бланках. Ќо главные плюсы даже не в этом.

≈сли обычный паспорт содержит лишь регистрационную информацию об автомобиле и технические характеристики, то электронна€ верси€ будет хранить историю конкретной машины. Ќапример, данные о прохождении техосмотров и плановых “ќ, участии в ƒ“ѕ или покупке за счЄт заЄмных средств. «аписи Ёѕ“— должны стать «медицинской картой» автомобил€, по которым можно пон€ть всю историю его «болезни».

≈сть, правда, и не€сные моменты. Ќапример, пока новому владельцу автомобил€ разрешено не вносить данные о себе в Ёѕ“— — руководство јќ «Ёлектронный паспорт» (оператор системы) оставило такую возможность в соответствии с законом о защите персональных данных. Ќо сегодн€ ѕ“— €вл€етс€ одним из двух документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, тогда как второй — договор купли-продажи — заключаетс€ в свободной форме и не имеет ни малейшей защиты от подделок. ѕредполагаетс€, что личные данные владельца, включа€ адрес прописки, всЄ же станут об€зательными.

— ѕереход на электронные ѕ“— пока вызывает недоумение, — считает автоэксперт ёрий ѕанченко. — Ќапример, по √ражданскому кодексу, автомобиль считаетс€ источником повышенной опасности, и были прецеденты, когда за аварию нового владельца нЄс ответственность прежний. ѕоэтому любые нововведени€, св€занные с изменением пор€дка регистрации, могут иметь нежелательные последстви€. ѕри перепродаже машин с электронным ѕ“— нужно очень аккуратно оформл€ть договор купли-продажи, чтобы он соответствовал нормам √ражданского кодекса и приказа № 605 ћ¬ƒ.

ќстаютс€ и вопросы надЄжности базы данных Ёѕ“—, доступ к отдельным разделам которой получат не только сотрудники √осавтоинспекции, но и дилерские центры, пункты “ќ, кредитные учреждени€ и все организации, подключенные к системе. Ќет €сности об ответственности за внесение ложных данных или замалчивании информации, например, об участии автомобил€ в ƒ“ѕ.

ћы обратились за комментарием в √»Ѕƒƒ, но конкретных сроков перехода на электронный документооборот нам назвать не смогли. —уд€ по всему, втора€ половина 2018 года будет ещЄ переходным периодом.

¬ перспективе электронные паспорта позвол€ют цивилизовать вторичный рынок машин, где до сих пор существуют проблемы с определением истории автомобил€. Ќо эффект от перехода на Ёѕ“— про€витс€ не ранее чем через 3-5 лет, когда рынок подержанных машин наводн€т экземпл€ры с электронной «пропиской». » то при условии, что данные Ёѕ“— будут защищены от фальсификации.

«амечаете ли вы улучшени€ в работе ћ–Ёќ √»Ѕƒƒ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, очередей стало меньше
  • «аметных улучшений нет
  • ¬се хуже и хуже
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€